Реставрация "рамки" - делимся опытом.

Ответить
Николай
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 22:04

Реставрация "рамки" - делимся опытом.

Сообщение Николай » 18 окт 2017, 18:47

Проще, дешевле и правильнее сразу нормальные книги покупать, но это не тот случай - мне давно хотелось повозиться с реставрацией, а тут как раз книжка подвернулась (действительно случайно, почти "в нагрузку" впарили :) ) :
"Месс-Менд" 1956 год, состояние было бы на 4-ку, но лицевая тряпичная (покрытая жёлтой краской сверху) обложка пострадала - золото рамки частично облетело, вдобавок была чем-то немного залита. Самый вид испорчен, но в остальном вполне себе крепкая.

Вопросы:
1) как и чем можно немного освежить тряпичный переплёт от простой неопределяемой и почти невидимой "грязи" типа въевшейся пыли, частичек сала с рук и т.п.?

2) как восстановить золотое тиснение?
(какая марка краски и может есть какая-то технология для домашних условий... может лак для ногтей?)

3) какую краску использовать для закрашивания цветных частей матерчатого переплёта и как грамотно подобрать оттенок к существующему цвету обложки?
На глазок смешивать в данном случае не здорово - краски на эксперименты слишком много уйдёт...
Ну опять же - как наносить, чтобы не залить всё краской нафиг, а фактуру матерчатой обложки сохранить.
И отдельно - какую краску лучше использовать для подкрашивания чёрного рисунка на тряпичной обложке..

4) до кучи: вдруг кто знает способы реставрации разорванной страницы...
Да, это странно звучит, но иногда разрыв бумаги совсем небольшой и такого вида, что под хорошей стационарной лупой вполне можно терпеливо соединить волокна (например иногда плоскость разрыва лежит под небольшим углом к плоскости самой бумаги). Вопрос только чем это дело потом закрепить - нужно нанести некий не портящий бумагу клей, вот только какой и как именно...
На ум аэрозоль приходит, но есть ли такой клей, да ещё от которого следов бы не было...

В общем, с удовольствием почитал бы о чьём-то опыте.
Ну или хотя бы какие-то соображения...

Аватара пользователя
Edred
Администратор
Сообщения: 680
Зарегистрирован: 09 авг 2015, 20:56
Возраст: 53

Реставрация "рамки" - делимся опытом.

Сообщение Edred » 18 окт 2017, 19:38

На фантлабе есть тема, посвященная реставрации книг: https://fantlab.ru/forum/forum3page1/topic9817page1

Николай
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 22:04

Реставрация "рамки" - делимся опытом.

Сообщение Николай » 18 окт 2017, 19:41

Спасибо, тоже почитаю :)
Я просто задал вопросы применительно к рамке - они более узкие по части марок красок.

AndrewBV
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 17 авг 2015, 22:34

Реставрация "рамки" - делимся опытом.

Сообщение AndrewBV » 26 окт 2017, 01:31

Николай писал(а):
18 окт 2017, 18:47
1) как и чем можно немного освежить тряпичный переплёт от простой неопределяемой и почти невидимой "грязи" типа въевшейся пыли, частичек сала с рук и т.п.?
Коленкоровый переплет от пятен, типа "захватанности руками за десятки лет" очень хорошо можно очистить обыкновенными влажными салфетками (надо исключить те, что пропитаны кремами или парфюмом, брать только самые простые, гигиенические, из нетканого полотна, вроде таких https://www.auchan.ru/pokupki/kd-vl-sal ... 75sht.html )

Сразу скажу, что для сложных видов пятен и загрязнений потребуется терпение, за одни раз, бывает, грязь не ототрешь, приходится делать эту операцию в несколько приемов, давая книге "отдых" для высыхания. Есть несколько мелких хитростей, позволяющие добиться поставленной цели.
Поскольку обложка книги, там, где надо очистить пятна, представляет собой либо плоскость, либо слабокриволинейную поверхность, то наиболее подходящая для мелкой работы по ней форма чистящего инструмента - сферическая (т.н. "пятно контакта" будет наименьшей площади, что поможет чистить грязь даже между узорами тиснения), то есть нечто вроде спицы со шариком на конце, размером примерно 3 мм диаметром (или просто палочка диаметром 3 мм, один конец которой имеет закругленную форму. На эту сферу надо таким образом надеть влажную салфетку, чтобы сам шарик был как бы "обтянут" салфеткой (потом салфетку по мере загрязнения можно смещать таким образом, чтобы рабочая поверхность сферы все время была обтянута чистой частью салфетки).
Если чистить надо большие площади, не содержащие рисунков, то, конечно, такими "тонкостями" можно пренебречь, просто чистить салфеткой, натянутой на подушечку указательного пальца.
Как чистить? Есть разные виды движения чистящей сферы: исходя из личного опыта, могу сказать, что возвратно-поступательные движения (туда-сюда) МЕНЕЕ эффективны, чем "штриховые" - начинающиеся из одной точки, в одном направлении с постепенным смещением "параллельно курсу". Это связано со структурой коленкоровой ткани. Если визуально грязь не очищается после нескольких таких попыток "штриховки", надо просто поменять направление чистки (если движения были сверху вниз, то попробовать справа-налево и т.д.) Амплитуда движений - небольшая, иногда даже всего пара миллиметров. Главное - терпение и еще раз терпение. Состав пропитки салфеток, что я указал, не влияет на цвет ткани обложки, не растворяет ее, не снимает. А вот грязь удаляет очень хорошо. Хотя рисунки на коленкоре тереть салфеткой нельзя - они как раз могут быть повреждены.
Николай писал(а):
18 окт 2017, 18:47
2) как восстановить золотое тиснение?
(какая марка краски и может есть какая-то технология для домашних условий... может лак для ногтей?)
В домашних условиях восстановить золотое тиснение до состояния "как новое", увы, невозможно. В лучшем случае будет как здесь, на корешке "15-детнего капитана-37". http://www.bpnf.ru/book?gr=1&id=14 Аккуратно, но все равно новодельно. А вот слегка обновить, подправить тиснение (особенно потускневшее "золото") можно. С помощью к примеру такого маркера https://artlavka.ru/catalog/zolotye_i_s ... oloto.html
Метод работы - только "точечные уколы", водить таким маркером вдоль линии рисунка нельзя, сразу будет видно, что линия "неродная".
Подстершийся рисунок на обложке, нанесенный черной краской можно таким же образом "обновить" простыми фломастерами с тонким жалом (тоже точечными уколами).
Николай писал(а):
18 окт 2017, 18:47
3) какую краску использовать для закрашивания цветных частей матерчатого переплёта и как грамотно подобрать оттенок к существующему цвету обложки?
Сейчас есть наборы для раскрашивания по номерам. В них входит комплект акриловых красок, причем, очень разнообразных. Одного такого комплекта для раскраски хватит на всю палитру советских рамок. Акриловая краска отлично ложится на все виды обложек, применявшихся в советских рамках - на коленкор, ледерин, даже на крафт-бумагу (которую ошибочно называют бумвинилом). Сохраняет фактуру покрытия обложки и после высыхания не смывается. Можно также купить краски по отдельным цветам, но это менее выгодно, так как по отдельности краски продаются в более-менее объемных тюбиках. Наносить можно обычной колонковой кисточкой, желательно очень тонкой. Кисточка спокойно промывается в воде.
Николай писал(а):
18 окт 2017, 18:47
4) до кучи: вдруг кто знает способы реставрации разорванной страницы...
Лучший и самый дешевый вариант - клей ПВА. Он легко склеивает "встык" надрывы страниц. Я подклеивал им "встык" даже надрывы суперобложек на сгибах. После высыхания держит бумагу спокойно. Книгу после склеивания надо поставить вертикально, в раскрытом на месте склейки месте, причем, склеенную страницу надо чем-то зафиксировать на месте, чтобы она не прислонялась к соседним страницам.

Николай
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 22:04

Реставрация "рамки" - делимся опытом.

Сообщение Николай » 27 окт 2017, 23:04

AndrewBV, спасибо. Очень полезно.
От себя пять копеек добавлю:

Зашёл в художественный магазин и вынес мозг продавцу - в общем, тоже остановились на акрилловой краске. Наборов не нашёл, но цвет подобрал почти в тон. Его теперь разбавить чуток белым надо (летом дом красить буду - отолью, а то платить 250р за цвет уж больно жаба задушила - книжка золотая выйдет :) )
Но, всё-же не утерпел - краешек покрасить попробовал, предвариельно слегка разбавив водой - отлично ложится. Естественно, из-за воды надо делать очень осторожно, не переборщить - внизу всё-таки картон...

Чёрными фломастерами надо пользоваться очень аккуратно, даже "тонкими". Я с угару попробовал и обчертыхался. Краска по капиллярам растекается, в том числе вдоль волокон переплёта!!! - отвратительно получается. То есть, фломастером вполне можно замазать что-то посреди чёрного поля. Но, около краёв рисунка и тем более тонкие полоски вокруг него, фломастером делать НЕЛЬЗЯ.
Вдобавок, у фломастеров чернила на разной основе - есть масляные (сами понимаете) и есть с блеском, то есть не матовые, - они отсвечивают.
В общем, чёрный цвет либо шариковой ручкой (блестит), либо таки-купить чёрную акрилловую краску и тоненькой кисточкой под 3-4 кратной лупой, защитив бумажным скотчем соседнюю цветную поверхность. И этот скотч сразу снять надо, а то он не то чтобы приклеивается, но пристывает со временем и беда. Может и виниловой изолентой можно - не было под рукой...

Насчёт золотой рамки - оказывается есть куча акрилловой краски с множеством оттенков. Золотой фломастер попробовал, но это не то - цвет хоть и золотой, но это не "античное золото", а не пойми что... разве что для более поздних рамок сойдёт - у них как раз белёсый оттенок на тиснении.

Мне вот интересно теперь уголки залечить при помощи ПВА... Наверное надо пропитать и подложив полиэтиленовую плёнку - под пресс.

AndrewBV
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 17 авг 2015, 22:34

Реставрация "рамки" - делимся опытом.

Сообщение AndrewBV » 28 окт 2017, 06:52

Николай писал(а):
27 окт 2017, 23:04
Мне вот интересно теперь уголки залечить при помощи ПВА... Наверное надо пропитать и подложив полиэтиленовую плёнку - под пресс.
Можно и так. Я пользуюсь канцелярскими зажимами для таких целей https://www.komus.ru/katalog/kantstovar ... ag/c/6586/ разных типоразмеров.
Ими легко можно зажать как отдельный угол, так и всю кромку крышки переплета по всей длине. Только в последнем случае надо взять две линейки, и подложить их под зажимы сверху и снизу.
Николай писал(а):
27 окт 2017, 23:04
Чёрными фломастерами надо пользоваться очень аккуратно, даже "тонкими". Я с угару попробовал и обчертыхался. Краска по капиллярам растекается, в том числе вдоль волокон переплёта!!! - отвратительно получается. То есть, фломастером вполне можно замазать что-то посреди чёрного поля. Но, около краёв рисунка и тем более тонкие полоски вокруг него, фломастером делать НЕЛЬЗЯ.
Ну, края рисунков конечно нельзя фломастерами подкрашивать, только утраты в середине рисунка. А края рисунка, если там есть некоторый "непрокрас" вообще не надо закрашивать - оставить так, как есть. Глаз человека всегда "компенсирует" недостатки рисунка "на периферии", если основная часть рисунка не имеет недостатков.

П.С. Кстати, бывает необходимо поклеить отслоившийся коленкор к картону обложки. В этом случае может помочь обыкновенный обойный клей, он легко разводится водой и после высыхания не оставляет следов, а заодно натягивает ткань во время высыхания.

Ответить